РБК: парадоксы торговой войны России и Украины

10 сентября президент Украины Петр Порошенко подписал закон о санкциях, позволяющий вводить ограничительные меры против иностранных государств, в частности против России. Это может сказаться на дальнейшей взаимной торговле двух стран, которая, как показывает расследование агентства РБК, пока продолжается.

Так, в первом полугодии 2014 года, несмотря на почти открытую конфронтацию и падение торгового оборота между странами, поставки российских нефтепродуктов и ядерного топлива Киеву только росли, а украинцы неплохо заработали, продавая соседям продукты, на которые в России, казалось бы, введены санкции.

В абсолютных значениях по итогам первой половины 2014 года импорт из Украины в денежном выражении сократился на 23%, экспорт на Украину вырос на 24%. Причем, если падение импорта было равномерным, то экспорт рванул во втором квартале сразу на 45%.

Больше всего прироста российскому экспорту помимо газа обеспечили нефтепродукты, поставки которых в денежном выражении выросли по сравнению с первым полугодием 2013 года почти в 1,5 раза на 705 млн долларов, в абсолютном значении поставки выросли на 46% до почти 1,1 млн т. 249 млн долларов принесли и поставки нефти: в первом полугодии 2013 года Украина, по данным ФТС, не получила ни литра, а год спустя — сразу около 320 000 т.

Кто и в каких объемах поставлял украинцам сырье в разгар конфликта в Донбассе, до конца непонятно. В «Роснефти» свое сотрудничество с Украиной не комментируют, в отчетности компании сказано, что поставок нефти на Украину не было.

Зато продолжались поставки нефтепродуктов. В течение полугодия группа Самарских НПЗ поставляла на Украину сжиженные газы, масла и парафиновосковую продукцию, Зайкинский ГПП и Загорский УКПНГ — сжиженные газы, Рязанский НПЗ — мазут, автомобильные бензины, дизельное топливо и сжиженные газы, Саратовский НПЗ — дизельное топливо и вакуумный газойль, Ярославский НПЗ — бензины и сжиженные газы. Сотрудничал с Украиной и Отрадненский ГПЗ. Объемы поставок нефтепродуктов в квартальных отчетах «Роснефти» не указаны. Не раскрывают деталей украинского бизнеса и в другой госкомпании -«Газпромнефти»

Также обнаружилось, что, хотя Киев планирует сокращать зависимость от российского ядерного топлива, «ТВЭЛ», дочерняя компания «Росатома», наращивает обороты экспорта в соседнюю страну. По итогам полугодия поставки российских топливных блоков (твэлов) на Украину в денежном выражении увеличились почти вдвое.

Положительную динамику зафиксировали и поставки азотных минеральных удобрений: в денежном выражении они выросли на 32% или 30 млн доллаов до 126 млн долларов, в абсолютных значениях — на 60% до 522 000 т.

Импорт с Украины в 2012 году он сократился на 11%, в 2013 — на 12%. Конфликт этого года между странами только ухудшил ситуацию. Однако целый ряд отраслей показали опережающий рост показателей.

Больше всего в поставках по импорту оказалось турбовинтовых двигателей и газовых турбин. Двигатели для России, как военного так и гражданского предназначения, на Украине делает только предприятие «Мотор Сич».

За продукцией «Мотор Сичи» следуют непоименованные пищевые продукты, импорт которых в первом полугодии вырос почти вчетверо — с 20 млн долларов до 76 млн долларов. Объяснить феномен эксперты затрудняются, но подозревают, что в этой статье учтены продукты, запрещенные ко ввозу. Под «пищевыми продуктами» могут иметься в виду самые разные товары, в том числе не запрещенные жвачка, белковые концентраты, спиртовые полуфабрикаты, сахарные сиропы и сырное фондю. А вот под видом таких продуктов могут ввозить запрещенные санкциями товары.

Среди лидеров роста поставок также: ферросплавы, железнодорожные локомотивы, паровые турбины, буксиры, соевые бобы и, что снова примечательно, молочные пасты (близкие по составу к запрещенному санкциями молоку.

Удивительно и то, что тепловозы, рост поставок которых фиксирует ФТС, для России делал Луганской тепловозостроительный завод, заходящийся в зоне боевых действий.

Больше всего пострадали экспорт на Украину российских легковых автомобилей, поставки удобрений, содержащих азот, фосфор и калий, а также плоский прокат, части железнодорожных локомотивов или моторных вагонов трамваев, аммиак, холодильники, автозапчасти, шины и покрышки.

Россияне же лишились значительной части украинских грузовых железнодорожных вагонов, электротрансформаторов и металлопроката. Из продовольствия больше всего просели поставки шоколада, сыра и творога.

Оставить комментарий