Открыта формула дешевого бензина

Открыта формула дешевого бензина В будущем правительство построит новые НПЗ, а пока цены продолжают расти

Правительство готовит новые меры борьбы с ростом цен на бензин. Нехватка топлива в некоторых регионах ощущается уже три недели, и все это время оно дорожает. А значит, скоро расти начнут и цены на остальные товары и услуги. Правительство же собирается удержать инфляцию в 2011 году в рамках официального прогноза в 7,5%.

В Красноярском крае не работает 3,5% АЗС, еще на 14% стоят очереди, признают в Министерстве энергетики России. Зато в Туве, после того как в республику начали поступать дополнительные цистерны с 3,5 тысячи тонн бензина, 92-й на заправках Кызыла уже подешевел с 50 до 32 рублей за литр, на днях власти обещают отменить и талоны.

На вопрос «Известий», почему стал возможным топливный кризис, вице-премьер Игорь Сечин заявил, что на ситуацию повлияли разные причины: в качестве примеров он назвал ремонт Рязанского нефтеперерабатывающего завода (принадлежит компании ТНК-BP) и в целом увеличение объемов экспорта нефтепродуктов.

По словам Сечина, вопрос о сохранении пошлины на вывоз бензина из России на уровне 90% решится по результатам мониторинга (в этом случае она может даже вырасти до 415,8 доллара за тонну; для сравнения — пошлина на светлые нефтепродукты с 1 июня скорее всего составит только 309 долларов за тонну. — «Известия»).

Но сейчас обсуждаются и другие меры стабилизации топливного рынка. Например, модернизация существующих НПЗ для того, чтобы они производили конечный продукт для внутреннего рынка, а не сырье на экспорт. «Будем активно поддерживать те компании, которые обеспечат ввод соответствующего оборудования», — рассказал Игорь Сечин. «Лишними», то есть не поступающими на рынок страны, вице-премьер называет 80 млн тонн топлива. Глубокая переработка нефтяникам невыгодна: лучше просто отправить на экспорт мазут. «Это калитка для неуплаты таможенных пошлин», — отметил Сечин. Напомним, пошлины на вывоз темных нефтепродуктов (того же мазута) существенно ниже, чем на вывоз светлых (бензина и дизельного топлива).

Но владельцы АЗС явно воспользовались дефицитом и стремительно задирают цены. За прошедшую неделю бензин и дизельное топливо в стране подорожали минимум на 25 копеек за литр, сообщает аналитическое агентство «Кортес». «Нормаль-80» и солярка — на 23 копейки, а «Премиум-95» — на все 27 копеек. Наиболее существенно цены выросли в Чите — на 5,5%, в том числе на 95-й бензин — на 7,7%, уточняет Росстат (данные за неделю с 9 по 15 мая). Полностью отыграно падение цен в марте-апреле (оно произошло после того, как премьер-министр Владимир Путин потребовал от антимонопольной службы расследовать каждый случай картельного сговора и завышения цен) — по сравнению с началом года статистика фиксирует только увеличение розничных цен.

Точных прогнозов развития ситуации никто не строит. Но все собеседники «Известий» уверены — в ближайшей перспективе бензин в стране будет дорожать. «Наверное, идет отыгрывание отставания в росте цен на бензин до этого. К тому же мы поставляем дизельное топливо по контрактам сельхозпроизводителям со скидкой до 30%. И нам приходится это компенсировать», — считает глава пресс-службы «ЛУКОЙЛа» Дмитрий Долгов.

— Сегодня в стране дефицит топлива. Но уже в 2012 году будет избыток бензина, — обнадеживает представитель компании «Роснефть». — После всех плановых ремонтов к тому же вырастет и его качество. Такого, как в этом году, больше никогда не повторится. А к 2015 году производиться в России будет на 30% больше, чем сегодня.

До этого счастливого момента правительству придется постоянно контролировать рост цен на заправках, чтобы удержать инфляцию в запланированных рамках 7,5% за весь 2011 год, полагает аналитик «Инвесткафе» Григорий Бирг.

И власти с ростом цен пытаются бороться. Например, Федеральная антимонопольная служба (ФАС) кроме заградительных пошлин на вывоз бензина предложила снижать акцизы на топливо, если цена нефти превышает 90 долларов за баррель. Есть попытки подойти к дефициту и с другой стороны. Дело в том, что в стране работают десятки мелких нефтяных компаний, часто владеющих лишь несколькими скважинами. Тем не менее на их долю приходится до 10% всей добываемой в стране нефти. Проблема в том, что своих НПЗ у них нет, а крупные нефтяные концерны берут их нефть неохотно. И вот, Игорь Сечин рассказал про планы правительства решить эту проблему: создать или купить на рынке перерабатывающие мощности, которые можно использовать для процессинга нефти для малых и средних компаний

Но, как выяснилось, и на этом пути правительство ждут немалые сложности — купить уже готовые перерабатывающие мощности в России вряд ли реально. «Думаю, маловероятно найти «лишний» НПЗ. Другое дело, что строить можно и на долевой основе», — заявил «Известиям» заместитель министра энергетики России Анатолий Яновский.

Нефтяники подтвердили: лишних мощностей нет.

— В России не хватает мощностей, у нас они забиты. У нас нет лишнего НПЗ. Все они нам нужны, мы их модернизируем и используем, — рассказал Дмитрий Долгов.

Купить можно будет только сильно переплатив, считает Григорий Бирг. Зато НПЗ для «независимых» государство может построить. Но это дорогое удовольствие.

— Недавно «Татнефть» вложила порядка 5 млрд долларов в завод, на первом этапе перерабатывающий 7 млн тонн нефти. Маржа в сегменте добычи сейчас в два раза превышает отдачу от переработки. Поэтому без прямого указания государства деньги в строительство новых НПЗ вряд ли пойдут, — говорит Григорий Бирг. И делает вывод: похоже, борьба с ценами на АЗС еще потребует больших госрасходов.

Оставить комментарий